Байдана, или что меня зацепило в фотографиях со съемок сериала "София"

Некоторое время назад в наш музей обращались киношники за материалами для создания антуража и реквизита для фильма "София", который выходит сейчас на российские экраны. Ну и решила я посмотреть, что таки сотворили из всего этого.
XV век очень богатая на фактуры эпоха. По сути своей переломная. В ней встречаются вещи и древние, и новомодные, можно даже сказать современные. Новое мироощущение, осознание себя, Возрождение, победа над татаро-монгольским игом и многое, многое другое.
За рубежом уже довольно давно снимают красивые художественно-исторические сериалы. Почему художественно? Да потому что берется историческая канва, и в нее вплетается определенная доля вымысла. Как в хорошем романе. Как говориться, Дюма, конечно, насиловал историю, но делал ей прекрасных детишек.
К настоящему моменту мы имеем произведенные на западе сериалы "Тюдоры", "Борджиа", "Версаль"...
В нашем кинематографе сейчас я могу назвать только уже довольно старые "Королеву Марго" и "Графиню де Монсоро", которые удовлетворяют меня по визуальному ряду. Из новыч "Екатерину"
А сейчас появляется "София".
Вот ее я обязательно посмотрю. Мне понравились фотографии. выложенные на сайте. К сожалению, я не попала на выставку костюмов этого фильма, ну да ладно.
Больше всего на данном этапе меня зацепила одна фотография. Вот эта.


У очень большие кольца плетения, показалось мне. И я пошла смотреть источники. 
Доспех, показанный здесь, называется байдана, и чаще всего используется как дополнительная защита поверх кольчуги. так как может защитить в лучшем случае от сабельных ударов из-за большого диаметра колец. Однако такой доспех легче кольчужного за счет того, что кольца плоские и более тонкие, нежели у кольчуги.
сравните фрагмент байданы Бориса Годунова (наиболее известной русской байданы) и обычного кольчужного плетения 

Правда, наиболее достоверно использование данного доспеха в XVI, а не в XV веке, ну да ладно, упоминания о байдане - "боданы бесерменьские" - встречаются в Кирлло-Белозерском списке Задонщиы (1470). 
Байдана, принадлежавшая Борису Годунову, упоминается в описи 1589 г. - байдана мисюркская с сечеными кольцами, диаметр которых 24 мм.
Чуть меньший диаметр мы можем встретить на байдане Ивана Григорьевича Выродкова, относящейся так же к XVI веку (ГИМ). Здесь диаметр рубленых колец 17 мм, а клепаных - 20. 

В комплекте с зерцалом, байдана вполне могла служить вариантом парадного доспеха, что мы, очевидно, и будем наблюдать в данном фильме. 

Comments

Popular Posts